Паломнический тур - Оптина Пустынь и монастыри Калужской области
Паломнический тур «Оптина Пустынь и монастыри Калужской области»
ОПТИНА ПУСТЫНЬ….. КАК «ОТЧИЙ ДОМ»
Лично для меня, Оптина Пустынь как Отчий дом. Сюда хочется возвращаться. И здесь становится «уже хорошо» еще при подъезде к монастырю, когда после поворота с главной дороги тебе открываются купала монастырских храмов.
Здесь царит особая атмосфера покоя, размеренности, уединения несмотря на то, что паломники съезжаются сюда большими автобусами отовсюду, особенно в летний период и на большие праздники.
Но, лично для меня, особая благодать приезжать в Оптину среди недели. И паломников меньше и на Братские молебны в 5 утра можно прийти. По субботам, воскресениям и в праздничные дни они не проходят.
Я хоть и «сова», но в Оптине глаза сами открываются в 4.30 утра и бегу на Братский молебен! Как же лишить себя такой благодати?!) Помолишься под молитвы монастырской братии и через какое-то время приходит ответ на твой вопрос. Или ситуация разрешается так, как тебе и в голову не приходило… Остается только благодарить Бога за Его Любовь и Промысел .
В особо не простой период своей жизни, я оставалась в Оптине на послушание на 40 дней. Очень полезный опыт получила и жизнь открылась в новом направлении. Но, лучше, конечно, не «дотягивать до крайностей», а почаще приезжать в это благословенное место, останавливать суету и пребывать самой с собой в молитвенном состоянии, очищаясь и разумом, и душой, и телом.
Рядом с Оптиной находится несколько монастырей, очень разных, но не менее благодатных. Их мы тоже будем посещать в рамках паломнического тура «Оптина Пустынь и монастыри Калужской области».
Это:
- Казанская Свято-Амвросиевская женская пустынь – в народе женский монастырь «Шамордино». Она основана великим Оптинским старцем преподобным Амвросием и его верной помощницей преподобной Софией Шамординской
- Мужской монастырь Спаса Нерукотворного пустынь – в народе «Монастырь в Клыково» или «Монастырь матушки Сепфоры». Схимонахиня Сепфора молитвенно стояла у истоков возрождения Оптиной Пустыни и Спаса Нерукотворного пустыни. На ее могилку, на территории монастыря, приезжают многие паломники с мольбой о помощи и находят утешение по ее заступничеству перед Богом. Там же, находится домик, в котором была келья Матушки Сепфоры. Очень красивое и тихое место для уединенной молитвы.
- Свято-Введенский Макариевский Жабынский мужской монастырь – в народе «монастырь преподобного Макария Жабынского Белевского чудотворца». В этом монастыре удивительная купель! Источник, вопреки всем законам физики, находится на холме, а не у подножия холма. Из этой купели, действительно, выходишь «как заново рожденный»!)
Паломнический тур в Оптину на 2 дня: Скачать программу и цены
Паломнический тур в Оптину на 3 дня: Скачать программу и цены
И теперь, для любителей истории, краткие исторические справки об этих местах.
Монастырь «Оптина пустынь»
Оптина пустынь – известный старинный монастырь в Калужской области, рядом с древним городом-героем Козельск.
Историки относят начало основания Оптиной пустыни к XV веку. Основателем обители традиционно принято считать покаявшегося разбойника по имени Опта (Оптия). В иночестве - Макария и потому Оптина пустынь изначально называлась Макарьевой.
Она служила убежищем для старцев и стариц, живших в двух разных отделениях под управлением одного духовного отца. Соборное определение 1503 года запрещало совместное проживание в одних обителях инокам и инокиням.
Первые письменные свидетельства об Макарьевской Оптиной пустыни относятся к царствованию Бориса Годунова. По окончании смутного времени Оптина пустынь оправилась от постигших её бедствий, от литовского разорения. Старейшая вкладная книга с 1670 года свидетельствует о вкладах царствующих особ.
На протяжении нескольких веков монастырь жил своей жизнью, исполняя священный долг в трудах и молитвах. Однако, Петр I упразднил Оптинскую обитель. Через некоторое время снова была открыта. Известна Оптина тем, что в XIX веке здесь поселились и основали скит ученики известного молдавского Старца Паисия Величковского, они то и положили начало Оптинскому старчеству.
А еще большую любовь народа Оптина пустынь приобрела при жизни старца Амвросия (Гренкова), который родился во время Отечественной войны 1812 года. Старец прославился тем, что дарованием Божиим утешал и исцелял народ, который стекался к нему отовсюду.
В 1821 году в монастыре был устроен скит. Здесь селились пустынники — люди, которые многие годы провели в совершенном уединении. Всей духовной жизнью монастыря стал ведать старец (настоятель оставался администратором). Со всех сторон к монастырю потянулись люди, стремившиеся к духовной жизни. Оптина стала одним из духовных центров России. Стали поступать пожертвования; монастырь приобрел угодья, мельницу, обустроил каменные здания.
При игумене Моисее обитель Оптинская цвела такой высокой нравственностью, что каждый мальчик послушник был, как старец. Я видел там в полном смысле слова земных ангелов и небесных жителей. Что это было за примерное благочиние, послушание, терпение, смиренномудрие, кротость, смирение! Оптина была школой для российского монашества[1]
С Оптиной пустынью связаны эпизоды в жизни некоторых писателей и мыслителей России. Летом 1878 года В. С. Соловьёв сопровождал Ф. М. Достоевского в Оптину после тяжелой драмы — смерти сына в мае того же года. Писатель пробыл в скиту три дня. Некоторые детали в «Братьях Карамазовых» возникли под впечатлением этой поездки. Прототипом старца Зосимы явился старец Амвросий (прп. Амвросий Оптинский, канонизирован в 1988 году), живший в то время в скиту Оптиной пустыни.
23 января 1918 года декретом СНК Оптина пустынь была закрыта, но монастырь ещё держался под видом «сельскохозяйственной артели». Весной 1923 года закрыли сельхозартель, обитель перешла в ведение Главнауки. Как исторический памятник была названа «Музей Оптина пустынь».
На территории монастыря Оптина пустынь в 1931 году был открыт Дом отдыха имени Горького. В ноябре 1939 года, после раздела Польши, по приказу Лаврентия Берии[2] НКВД СССР преобразовал дом отдыха в концлагерь «Козельск-1»[3], где разместили около 5000 польских офицеров[4], ок. 4400 из них позднее были отправлены в Катынь на расстрел.
Во время Великой Отечественной войны на территории Оптиной пустыни сначала был госпиталь, в 1944—1945 году проверочно-фильтрационный лагерь НКВД СССР для возвратившихся из плена советских офицеров, а после войны до 1949 года размещалась воинская часть.
17 ноября 1987 года Советское правительство передало Оптину пустынь Русской Православной Церкви. По словам Константина Харчева, «Оптину пустынь предложил вернуть член Политбюро Александр Яковлев. Звонит мне, спрашивает: „Как?“ Я говорю: „Такое только во сне может привидеться“. Он: „Давай попробуем!“ Так и передали»[5].
3 июня 1988 в надвратной башне обители в день Владимирской иконы Божией Матери состоялась первая божественная литургия.
1 февраля 1990 года Оптиной Пустыни был возвращен Иоанно-Предтеченский скит.
Сегодня обитель практически восстановлена. Конечно, внешнее великолепие монастыря - это только начало. Еще предстоит восстановить тот образ иноческого жития, который был утрачен за советской власти. Но все это еще впереди. Как пророчествовал преподобный Старец Нектарий "В Оптиной еще будет семь столпов и семь светильников"...
За время существования обители в ней просияло 14 Оптинских Старцев, ныне причисленных к лику святых
Казанская Свято-Амвросиевская женская пустынь – в народе женский монастырь «Шамордино».
Казанская Свято-Амвросиевская женская пустынь находится в Калужской области рядом с монастырем «Оптина пустынь». Она основана Оптинским старцем преподобным Амвросием и его духовной дочерью схимонахиней Софии, которая стала впоследствии первой настоятельницей женского монастыря.
История основания монастыря начинается с 1875 года, когда монахиня Амвросия, по благословению батюшка Амвросия купила землю 51 десятину 2300сажен у семьи Калыгиных при селе Шамордине и Васильевском.
Изначально, там планировался дом для проживания монахини с ее внуками, но Божий человек, юродивый Пахомий, живший в тех местах сразу пророчествовал, что на этом месте будет монастырь. Так оно и случилось.
Открытие женской общины, освящение в ней домовой церкви в честь Казанской иконы Божией Матери и одновременно назначение матушки Софии настоятельницей состоялось 14 октября 1884 года на праздник Покрова Божией Матери.
Новоустроенная женская община стала называться Казанскою в честь особо чтимой в ней Казанской иконы Божией Матери, по расположению на высокой горе – Горскою, по близости деревни Шамордино – Шамординскою.
История иконы Божией Матери, во имя которой получила свое название обитель, такова.
Однажды к матери Амвросии, когда она была еще в Белевском монастыре, пришла незнакомая женщина и принесла Казанскую икону Божией матери, прося временно оставить ее, а ей самой дать 10 рублей, т.к. она умирает от голода.
Мать Амвросия взяла икону к себе в келью, дав женщине 10 рублей, но та женщина так и не вернулась. Через некоторое время к матушке Амвросии пришла другая женщина, рассказав, что у нее сильно болит рука и во сне она видела себя молящейся перед Казанской иконой Божией Матери, слышала голос: «Возьми масла из лампады от этой иконы, которая находится в Белевском монастыре, мажь больную руку и получишь исцеление». Когда ей показали икону, находящуюся у монахини Амвросии, она радостно воскликнула: «Вот Она, Матушка Царица Небесная, Та Самая, которую я видела во сне!» - и упала перед иконой на колени. Позже она пришла вновь, принеся бутылку деревянного масла в лампаду перед этой иконой Царицы Небесной – в благодарность за полученное исцеление.
Матушка Амвросия благословила возжигать неугасимую лампаду перед этим образом, для чего покупать масла на 10 рублей. Однажды закончилось лампадное масло, а денег не было ни копейки. Матушка Амвросия стала сама растапливать печку, находящимися у нее старыми письмами, что она обычно делала, будучи расстроенной. Вдруг, ей попался нераспечатанный конверт, вскрыв который она обнаружила в нем 10 рублей: «Сестры, сестры, смотрите-ка, Царица Небесная какое чудо сотворила!».
С этого времени стали особенно чтить эту икону. Старец Амвросий не раз говорил сестрам, что эта икона чудотворная.
Мужской монастырь Спаса Нерукотворного пустынь – в народе "Монастырь Матушки Сепфоры"
Схимонахиня Сепфора, а в народе Матушка Сепфора, молитвенно стояла у истоков возрождения Оптиной пустыни и Мужского монастыря «Спаса Нерукотворного пустынь» в деревне Клыково (Калужской области). Когда она приходила в Оптину пустынь и садилась на ступеньки храма, то к ней за молитвенной помощью и советом выстраивались в длинную очередь не только простые прихожане, но и игумены и протоиерей. Есть тысячи очевидцев, подтверждающих помощь и исцеления по молитвам Матушки Сепфоры. Матушка Сепфора была прозорливицей.
С годами, будучи ослепшей, она видела как зрячая. Бог открыл ей Духовное видение, которое заменяло ей физическое зрение.
Могилка Матушки Сепфоры находится на территории монастыря. И сегодня в Монастырь Спаса Нерукотворного Пустынь нескончаемым потоком едут паломники, прося и получая поддержку и небесное предстояние Матушки Сепфоры.
Там же, на территории монастыря находится домик, в котором была келья Матушки. В ней все сохранилось так, как и при ее жизни.
Каждый год, 13 мая, в день памяти Старицы Сепфоры, тысячи паломников съезжаются в монастырь, чтобы почтить ее память на ее могилке, где и по сей день продолжаются свершаться чудеса.
Монастырь Спаса Нерукотворного пустынь находится рядом с селом Клыково в Калужской области недалеко от Оптиной пустыни. И также, как и монастырь Шамардино, его история тесно связаны с Оптиной и ее монахами.
В 1733 году рядом с деревней Клыково была постороена церковь. Но, в мпрте 1826 года она сгорела. Все, что сохранилось от той церкви: старинный Образ Спаса Нерукотворного и Евангелие, напечатанное при патриархе Андриане.
История появления этого старинного Образа Спасителя в том храме малоизвестна. Существует лишь предание, что он принесен в деревню одним из родичей местных помещиков Шульгиных.
В 20-х годах 19-го века в Козельском уезде свирепствовала холера. Во время эпидемии Образ Спасителя их этого храма был принесен в Клыково. С крестным ходом Образ Спасителя обнесен вокруг села, и холера, дотоле поглотившая немало жертв, постепенно стала ослабевать, а к 16 августа и совсем прекратилась.
В благодарность Спасителю Богу на месте деревянной ветхой церкви в честь Святителя Николая построили новый каменный храм. В 1829 году храм был освящен в честь Нерукотворного Образа Иисуса Христа. С той поры, до периода гонения на церковь, история села Клыково складывалась весьма благополучно.
В 1924 году, после разорения советской властью Оптиной Пустыни, уцелевшая братия поселилась в селе Клыково. Центром духовной жизни этой общины стал храм в честь Спаса Нерукотворного. В этом храме с 1925 по 1935 годы служил Оптинский иеромонах Пантелеимон. В 1935 году его арестовали, а в 1037 году он был обвинен в контрреволюционной деятельности и приговорен к расстрелу. В 1937 году храм в честь Нерукотворного Образа Господня был закрыт.
Весной 1991 года храм села Клыково был возвращен Церкви. К тому времени здание находилось в почти разрушенном состоянии. Роспись стен оказалась практически уничтожена. Разрушены были кровля, пол, перекрытия.
Архиепископ Климент Калужский и Боровский благословил устроить в селе Клыково Архиерейское подворье силами братии, пришедшей из Оптиной Пустыни и поселившейся здесь. 11 января 1993 г. при храме было образовано Архиерейское подворье, а 18 октября 1993 г. настоятелем подворья был назначен игумен Петр (Барабан), а 17 июля 2001г. было принято постановление Священного Синода об открытии в селе Клыково мужского монастыря Спаса Нерукотворного Пустыни.
С передачей храма начались восстановительные работы. За годы советской власти храм использовался под ремонтные мастерские и хранилища. В грунте под храмом даже были обнаружены останки человеческих костей, имевшие повреждения от огнестрельного и холодного оружия.
Силами монастырской братии и молитвами Матушки Сепфоры разруха храма была преодолена и построен очень красивый монастырь, который, дай Бог, больше никогда не увидит разрушения, а братия не узнает гонений.
Свято-Введенский Макарьевский Жабынский мужской епархиальный монастырь – в народе «Макарьевский монастырь»
В этом монастыре есть легендарный целебный источник, который вопреки законам физики находится на вершине холма, а не у его подножия. Лично мне, один из местных прихожан, рассказал легенду возникновения этого источника…. Святой Макарий встретил в лесу раненного польского солдата ( во время Русско-польской войны 17 века поляки вели военные действия в тех краях и дочиста разорили монастырь). Вражеский солдат умолял о помощи. Святой Макарий ударил посохом по земле и из того места забил источник с целебной водой. Солдат омыл раны в том источнике и исцелился.
Свято-Введенский Макариевский Жабынский мужской монастырь был основан в 1585 году при царе Фёдоре Иоанновиче.
Первоночально монастырь назывался — Белевская Жабынская Введенская пустынь. Введенская — по имени первого построенного храма, Белевская — по близ лежащему городу Белёву, а Жабынская — по названию древнего городища на месте которого она основана.
Церковное почитание преподобного Макария как местночтимого святого установилось в конце 17-го века. По приданию, мощи преподобного Макария первоначально почивали открыто. Но, вследствие разных неблагоприятных обстоятельств обитель мало-помалу пришла в запустение, и святые мощи были положены под спуд. Упадок и запустение Жабынской пустыни послужили причиною того, что память о преподобном Макарии померкла и чествование его как святого прекратилось, а о самом преподобном Макарии не сохранилось и более или менее достоверных сведений.
В 1816 году в Жабынской пустыни началось строительство новой каменной Никольской церкви на месте обветшавшей деревянной. При копании рвов под фундамент храма были обнаружены нетленные мощи преподобного Макария, которые были вновь опущены в землю под новым храмом.
В 1888 году, по ходатайству граждан города Белёва, указом Святейшего Синода было восстановлено древнее чествование памяти преподобного Макария как местночтимого святого. Чествование памяти преподобного установлено 22 января (по старому стилю)/4 февраля (по новому стилю) в день его блаженной кончины и 22 сентября (по старому стилю) / 5 октября (по новому стилю).
В 1889 году в Жабынской пустыни была торжественно совершена закладка каменного храма во имя преподобного Макария Жабынского на месте прежней Никольской церкви, где находились мощи святого. Игумен Иона, живший в то время в монастыре на покое, деятельно участвовал в строительстве храма. Он решил открыть святые мощи преподобного Макария. Он планировал как бы невзначай, обрести гроб со святыми мощами, и после чего донести об этом официально начальству. К соучастию примкнул заведующий строительными работами. Но когда всё было готово к исполнению задуманного самочинного предприятия, обоим его участникам в сонном ведении явился преподобный Макарий. Игумену Ионе он запретил начинать «не своё дело», а подрядчику сурово изрёк: «имаши наказан быти, аще дерзнешь на се».
В 1898 году преподобному Макарию Жабынскому был составлен канон, в 1914 году — вся служба и акафист.
Что касается внешнего образа преподобного Макария Жабынского, то о нём в одном из иконописных подлинников 18-го века сохранилось описание: «подобием сед, брада невелика, ризы монашеские и в схиме». Древних икон преподобного Макария Жабынского и снятых с них изображений до нашего времени не сохранилось.
В 1987 году был поднят вопрос о том, что Жабынь является местом научных археологических исследований, и в марте 1991 года Тульский облисполком принял решение о передаче Жабынской Введенской Макариевской пустыни в пользование Тульской епархии.
В мае 1991 года Священный Синод благословил открытие Свято-Введенской Макариевской пустыни и утвердил в должности наместника монастыря архимандрита Никона (Коневшего).
Паломнический тур в Оптину на 2 дня: Скачать программу и цены
Паломнический тур в Оптину на 3 дня: Скачать программу и цены